Районный суд
Именно с районным судом приходится иметь дело большей части тех, кто так или иначе оказывается связан с судовой системой. Для большей части уголовных, административных и гражданских дел он является судом первой инстанции. Согласно отечественной системе судоустройства, районный суд – основное звено судовой системы, поскольку самая большая нагрузка по количеству дел приходится именно на него. Действует районный суд в сельских и городских районах, а также в городах, где не существует разделения по районам. Кроме того, вполне естественно, что в больших городах у каждого района свой суд – например, в Киеве их насчитывается 12.
Особенности функционирования районных судов
Порядок формирования районных судов определяется в первую очередь основным законом – Конституцией. Кроме того, важной юридической основой их функционирования являются законы Украины «О судоустройстве Украины» и «О статусе судей». Конкретное количество судей в каждом районном, как и в каждом городском, суде устанавливается Президентом Украины согласно поданным Министром Юстиции рекомендациям. Определяется этот показатель такими факторами как количество работы и социально-экономические условия в данном районе. Состав может быть сформирован как из нескольких, так и из одного судьи. Впрочем, можно отметить тенденцию к созданию районного суда в составе не менее трех судей. Это связано с частым рассмотрением дел в коллегиальном составе.
Всего в Украине действует приблизительно 740 районных судов, в стенах которых трудится около 4000 судей. Должность главы районного суда занимает наиболее профессиональный судья, работающий в его составе, обладающий наибольшим опытом и авторитетом. В случае же, если в составе суда находится только один судья, то полномочия и обязанности главы автоматически налагаются на него.
Рассмотрение дел в районных судах
Итак, можно сказать, что районные суды занимаются рассмотрением уголовных, гражданских и, как правило, административных дел, а также обобщают судовую практику. Кроме того, они реализуют прочие полномочия, предусмотренные законом. Вне компетенции районных судов находится довольно краткий список дел. Он включает в себя особо опасные государственные преступления, такие как государственная измена, диверсия и посягательство на жизнь государственных деятелей, бандитизм, учинение массовых беспорядков и так далее. Также высшие инстанции рассматривают случаи, связанные с убийствами при отягощающих обстоятельствах и получение взяток государственными лицами, занимающими ответственные должности. Доля таких дел в общем потоке сравнительно невелика, из-за чего районные суды всегда сильно загружены работой, исполняя роль своеобразного фильтра.
Важным является аналитическая и научная работа, направленная на изучение и обобщение судовой практики. Она позволяет принять меры по предупреждению преступлений и улучшает организацию рабочего процесса в суде. Судовую практику, рассматриваемую в районных судах, принято делить на статистические данные по показателям преступности и дел, которые были по тем или иным причинам возвращены на дополнительное расследование. Часто это происходит после апелляции – принятые районным судом решения можно обжаловать в апелляционном суде, который может принять полностью отличающееся решение, и в кассационном суде, который возвращает дело на дополнительное расследование.